Пятница, 03.05.2024
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Гостевая книга [ Добавить запись ]

Страницы: « 1 2 3
Показано 31-43 из 43 сообщений
13. grirel   (05.02.2001 15:32)
0  
Ладно, развлекайтесь! Вывели формулы первопричины, и считаете что доказали существование "Господа нашего.. далее по тексту". Можете ему песенку спеть, так, в благодарность! Только он не услышит. Первопричина она на то и есть первопричина, чтобы быть первопричиной, больше от нее не требуется. Как говорится сделал дело, гуляй смело (Сделал дело, отойди от тела, дальнейшее тебя не касается, никого не касается. Вообще! Никогда!).
Ответ: Эта реплика говорит сама за себя, так что можно было бы на нее и не отвечать. Но кой-какие мысли даже она навевает.

Мне уже приходилось сталкиваться с забавной ситуацией, когда атеисты жутко не хотят, чтобы им доказали существование Бога. Вероятно, при всей бессмысленности существования в отсутствие Бога они, однако, находят привлекательным в такой концепции полное отсутствие ответственности за то, как они живут (и вот человек в запале даже переходит на крик: "Отойди от тела, дальнейшее тебя не касается... Вообще! Никогда!").

С другой стороны, многие атеисты не верят в существование такого Бога, в которого и я не верю - деда с бородой, или, скажем, Бога, существование коего может проявляться исключительно в каких-то сверхъестественных, невозможных событиях. Наконец, многие религиозные фанатики настолько постарались опошлить учения, которым они якобы следовали, что люди часто отторгают сами слова "Бог", "религия", даже не попытавшись разобраться, какое значение в них вкладывается, либо заменяют их другими терминами. Мне недавно пришлось слушать рассуждения некоего человека о "Высшем разуме, который в простонародье называют Богом". Что ж, если в простонародье попадают такие люди, как Эйнштейн и Толстой, то я счастлив причислять себя к простонародью.

Разумеется, существование какой-то абстрактной первопричины не должно нас особенно волновать; но уважаемый grirel, вероятно, не удосужился прочесть раздел "Сущность Бога", который является естественным продолжением формулировки доказательства собственно единой Первопричины, и где доказывается, что предмет нашего рассмотрения достаточно конкретен (хотя и непознаваем в целом), соответствуя именно понятию Бога в основных религиях.

Наш сайт демонстрирует лишь, что научным путем можно прийти к подтверждению знания, данного в религиозных учениях. Именно религия - свидетельство того, что Бог не просто существует, но Он действует, вступая в диалог с человечеством и давая ему знание - знание, на основании которого люди должны строить свою жизнь. (Говоря об этом знании, я, конечно, не имею в виду наносное и мертвое - суеверия, противоречивые догмы и ритуалы.)

12. Сергей   (28.01.2001 19:27)
0  
По-моему, приведенное доказательство очень последовательно и
внутренне непротиворечиво. Другое дело, что с точки зрения
научной обоснованности сомнения могут вызывать положенные в основу
предпосылки - принципы "достаточной причины", "потенциальности" и
"ограничения". Хотя их можно вполне признать естественными и
очевидными, но с другой стороны Евклид тоже считал, что его аксиомы
самоочевидны из наблюдений природы. Как потом показало время,
его геометрия не единственно возможная и, в том числе, не единственная
геометрия, которая применима к описанию реального пространства. К тому
же евклидова метрика описывает реальное пространство, в известной степени,
лишь приблизительно. Хотя вообще-то сложно понять как можно доказать
существование Бога лишь приблизительно :).
Но это так. Ни на что не претендующий комментарий.

Действительно, если исходить из названных принципов, то существование
единой первопричины логически необходимо. Остается только уповать, что
способ логического рассуждения, данный нам Богом непогрешим.
Опять же приходим к вопросу веры: если мы верим в правильность логики,
то мы должны поверить в существование Бога, а если сомневаемся в чем-либо
одном, то можем сомневаться и в другом. Но, я считаю, что научное
доказательство существования Бога, приведенное здесь,
замечательно, в том смысле, что демонстрирует, что именно вера в
логику приводит к Вере в Бога. Обратное было бы лишь бессодержательно
несомненным.

Извините за возможную путанность рассуждений и неясность намерений.
У меня еще пока слишком мало опыта дискуссий о тонких материях %(.

Сайт выглядит замечательно. Единственно, что хотелось бы иметь
формальное изложение в альтернативном формате, кроме RTF для
тех "несчастных", кто заходит не из виндов. Лучше бы конвертнуть в
PS или в PDF.

PS. dimdream-у: А может Богу и не надо было создавать совершенное существо.
Кстати, чего не может Бог так это создать Бога'. Это противоречило бы
доказательству его единственности :).

С уважением,
Сергей.

11. dimdream   (24.01.2001 23:57)
0  
Вы знаете, но ведь и Бог не знает, если бы он знал, он не экспереминтировал так долго, что бы создать такое несовершенное существо как человек, но это к слову.
С чем согласен абсолютно, так это с равнодушием, я называю таких людей постороними. Вот от кого действительно все беды.
Приглашаю посетить мой сайт: http://dimdream.narod.ru/index.html
C Уважением dimdream

10. dimdream   (24.01.2001 00:47)
0  
И все-таки, это вопрос установок. За время своей преподавательской деятельности, я заметил одну интересную закономерность, студенты второго курса философского факультета, практически любой семинар начинают с фразы - давайте разберемся в дифинициях. К началу третьего курса, это проходит. Само по себе, желание определиться в дифинициях, можно только приветствовать, по меньшей мере потому, что они начинают потихоньку овладевать основами языка науки. Вместе с тем, это порождает другую крайность, свои еще не оформившиеся знания, они начинают применять где попало, вот буквально перед новым годом проверял курсовые(2 курс), в одной из работ прочитал:"с необходимостью переходят из имманентного в трансцендентное состояние", это здорово, но до определенной степени. По счастью, к пятому курсу, они возвращаются к нормальному языку. К чему этот пример?
На мой взгляд, вера это то, что стоит несколько в стороне от процесса познания, и никто не может никому запретить верить во что угодно, вместе с тем, это не может означать и то, что нежелание искать доказательства обязательно приводит к слепой вере, слепая вера это - фанатизм, а он с настоящей верой имеет мало общего. Концептуально важно (!) то, что вопрос веры, вопрос личностный, если я верующий человек (не фанатик, не слепой, не ортодокс) - я просто верую, и доказывай не доказывай существование бога, для меня и таких как я это ничего не изменит. Ну вот представте, Вам нравится девушка, и Вы обращаетесь к человеку хорошо ее знающему, с просьбой рассказать о ней, а он начинает: длинна носа - такая-то, волос на голове - столько-то, первый зуб появился - тогда-то и т.п., на какой минуте разговора, Вы пошлете его подальше? То же самое происходит и с верой, перечитать всю имеющуюся литературу по религиоведению невозможно физически, да и не нужно. Вы поймите это вера, а не убеждение, точка зрения и т.п.
И уж тем более мы никому ничего не должны!
Проблема духовного совершенствования, строится не на доказательствах существования бога, а на серьезной внутренней работе самого человека, а уж через что эта работа происходит - дело самого человека. "Кто верит в Магомеда, кто в Аллаха, кто в Иисуса, кто ни во что не верит, даже в черта назло всем..." Наше с Вами принципиальное разногласие заключается в том, что Вы можете произнести фразу - правильно строить свою жизнь, а я нет. Вы считаете, что знаете, что такое правильно, я нет. Вот канибалы считали правильным съедать сердце и мозг врага... а фашисты считали правильным уничтожать евреев. Я не знаю, что правильно, поэтому и говорю, в данном случае, я не знаю что такое бог, я не вижу реальной возможности доказать его существование, но я подозреваю, что есть нечто, что может называться этим словом и это нечто весьма возможно имеет такие-то характеристики, и именно это я принимаю на веру, как принимаю, на веру то, что две параллельные прямые на плосткости не пересекаются, это вещи конечно же разного уровня, но характерные... Почему бы не заняться доказателством аксиомы? Или это не так интересно?
Я, никогда не стал бы доказывать дальтонику, что трава зеленая, он все равно не может представить себе этот цвет, в его понятийном аппарате этого цвета нет. Так что труд по меньшей мере сизифов, помните христоматийный пример, как путешественник стал рассказывать жителям равнин про горы и что из этого получилось?
Извинете за резкость или если обидел, не имел такого намерения.
Еще раз с наилучшими пожеланиями.
Ответ: "Вы считаете, что знаете, что такое правильно, я нет."
Я тоже не знаю, что правильно. Но Бог знает.

Поскольку Он есть, то мы - не продукт случайности, мы созданы с определенной целью. И Он не просто знает и молчит - Он говорит нам. Можно отмахиваться от этого, говоря, как Пилат: "Что есть истина?..", а можно попытаться понять это. Фашизм, каннибализм... Но нет ничего хуже равнодушия. Равнодушие - вот настоящая смерть. "Они не стоят слов - взгляни, и мимо".

9. dimdream   (23.01.2001 02:38)
0  
Н-да, так сразу и так резко, хм.
Ну, уж прям так и на тысячи, хотя если брать к пример Мари Деви Христос, то может быть...
К классическому христианству, я, да и все кто профессионально занимаются религиоведением, относят Католицизм и Православие, т.е. Римско-каталическую и Греко-кафалическую церкви. Именно ими признанные тексты и догмы (пусть и слегка расходящиеся) и признаны классическими. Да. А то, что происходило деление, 4 век - древневосточные церкви (4 штуки), 11 век - на православных и католиков, потом деления внутри них, не так уж и много, а всякие адвентисты, баптисты, свидетели иеговы (кстати иегова с древне еврейского - сущее), ну не серьезно это право слово.
И не какой это не пантеизм и уж тем более не агностицизм. Бог есть любовь и бог есть дух, право, как в плохом анекдоте. Греки, извините за грубость, переперли тексты на греческий (кстати, как вы знаете библия дословно с греческого книги), с греческого на латынь, с латыни еще на какой-то... детская игра в испорченый телефон, в каждом языке, а в древних особенно (в Университете пришлось изучать и латынь и древнегреческий), существовала масса понятий не имеющих аналогов в других языках, и при переводе, естественно, переводчик, употребляет синонимы из своего языка, не всегда правильно отражающие суть и смысл. Поэтому ссылаться на тексты, надо с большой осторожностью.
Безусловно, и мне приятно, что вы вычленили главную мысль, мы не можем дать определения ни одной сущности бытия. Это так, и это хорошо. Другой вопрос в том, что есть вещи, которые можно и необходимо описывать и при описании этих вещей, мы будем приближаться к наиболее полному и точному пониманию их сути, а есть вещи, которые априорно, не могут, и не должны быть описываемы, просто по своей сути. Ваш пример с гравитацией некоректен.Представление в общих чертах о том, о чем идет речь, то же опасно. Помните, классический пример из робототехники, у человека дома было много глобусов, и он дал задание роботу убрать из комнаты все круглые предметы, вместе с глобусами, робот убрал и голову человека. Ваше приблизительно и порождает массу сект и именно ваша позиция доказать все на свете и порождает неразбериху в этом мире. На тезис идет антитезис, на доказательство, опровержение, все это продукт, весьма скверно влияющий на мозги. Все это происходит от неуверености, а точнее безверия.
Я говорю, есть то, что непознаваемо никаким путем, это есть Бог, я в него верую, и мне не надо доказательств его существования. Вы, заниметесь самоубеждением, вы сомневаетесь в его существовании и поэтому вам необходимо убедить себя, вы делаете это через систему доказательств, еще раз подчеркиваю - это от безверия. Кстати вера потому и называется верой, что не требует доказательств.
Извините за грубость, но заниматься доказательством того, что не требует доказательств это уже - онанизм!
Еще раз извините за грубость, ни в коей мере не хотел обидеть.
Ответ: "Кстати вера потому и называется верой, что не требует доказательств".
Эдак во всё что угодно можно поверить. Вот атеисты и говорят: верующие в Бога - это те, кто тупо и слепо верит во всякие сказки. Слепая вера действительно не имеет никакого смысла. Поэтому на самом деле это требует доказательств. Речь идет о поиске истины. К тому же не грех доказать дальтонику, что трава зеленая, особенно если он проповедует всем, что она красная.

Мы с Вами сошлись на том, что нельзя дать определения ни одной сущности бытия. Но при описании вещей можно "приближаться к наиболее полному и точному пониманию их сути". Просто степень этого приближения может быть разной в зависимости от сложности (или совершенства) вещи. Бог - самая совершенная сущность, которая наименее поддается познанию, то есть наш ограниченный разум и дух способны охватить эту Сущность в наименьшей степени по сравнению со всеми другими сущностями - поэтому можно говорить, что Он практически непознаваем - и в этом мы с Вами тоже согласны.

Но познать Его хотя бы в той ничтожной степени, которая нам доступна, мы не только можем, но и должны. Приводя пример с гравитацией, я имел в виду то, что в мире действуют не только физические, но и духовные законы, и для того, чтобы правильно строить свою жизнь, мы должны учитывать духовную реальность и, следовательно, познавать ее.

А если бы Бог вообще закрыл перед людьми врата знания о Себе, то никто бы, соответственно, и не знал о Нём (или, говоря по-другому, не верил в Него).

8. dimdream   (15.01.2001 01:51)
0  
Самым главным доказательством существования бога, на самом деле, является сам спор о существовании бога. Нельзя спорить о том чего не существует...
Вместе с тем, хотелось бы вернуть ваш диспут на на грешную землю. Дело в том, что с точки зрения христианства (любого, а так же иудаизма, а так же ислама, как ответвления христианства), буддизм, даосизм и т.п. мы не рассматриваем, хотя принципы похожи. Так вот, с точки зрения классического христианства бог есть все и ничто одновременно, он в одном лице и потенция и акт и творение, к тому же он не имеет свойств и характеристик, потому-что как только мы пытаемся дать ему характеристику(ввести какие-либо, постоянные или переменные, дать ему обозначение, занести в субъекты или предикаты(шутка), вообщем как только мы пытаемся дать ему определение) в этот момент он перестает быть богом, только потому, что он вне времени и пространства и вне причинно-следственных связей, он по определению - бог! Его появление разрушило бы наш мир, если хотите он сам закон и в тоже время он вне закона, ведь он сам не являлся на землю, и даже заветы, канонически передавал не он, а одно из его проявлений, в данном случае загоревшийся куст. Нравится нам это или нет, но ни одна из отраслей науки не в состоянии доказать существования бога, она(наука), для этого еще слишком беспомощна. Его существование надо принимать как аксиому, да что-то есть, но что это мы не знаем... Тем более, что как только мы дадим ему определение (а без этого мы не можем строить доказательства, хотя бы с точки зрения формальной логики) он тут же перестанет быть богом, и в лучшем случае это будет одна из его проекций... Так, что ваш спор бессмысленен, но от этого не менее занимателен... Мы курсе на третьем (на философском) подобным то же увлекались... Это здорово и мозги хорошо тренирует. Привет всем, заходите в гости на: dimdream.narod.ru/index/html
Ответ: Несколько неожиданно для меня утверждение, что с точки зрения "классического христианства" (кстати, что это такое? христианство разделилось на тысячи сект, и каждая утверждает, что именно ее учение - это и есть "истинное", то есть "классическое" христианство) Бог - "в одном лице и потенция и акт и творение" и к тому же "не имеет свойств и характеристик" (а как же "Бог есть любовь", "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"?). Эта помесь пантеизма с агностицизмом на христианство совсем не похожа.

Мы не можем дать полного и исчерпывающего определения не только Бога, но и вообще ни одной сущности бытия. Вот, например, определение животного под названием "кошка" из словаря Ожегова: "Кошка - домашнее млекопитающее животное из сем., к к-рому относятся также тигр, лев и т. п." Узковато, не правда ли? Но даже если мы испишем сотни томов, мы все равно не сможем в полной мере описать, что же такое кошка (до состояния каждого атома каждой кошки в каждый момент времени). Поэтому любое определение - это лишь одна из проекций данной сущности. Главное - представлять в общих чертах, о чем же идет речь. На данном сайте представлено доказательство единой самообусловленной (или не обусловленной извне) первопричины бытия, являющейся также самой совершенной сущностью мироздания; мы назвали ее Богом, потому что большинство религий говорит о том же самом и называет эту сущность Богом. Описывает ли наше определение природу Бога в полной мере? Можем ли мы вообще понять или описать, что это такое? Нет. Но мы можем осознать тот факт, что это - реальность. Бог непознаваем, но доказать Его существование возможно. Более того, Он Сам заявляет о Своем существовании через Божественные откровения, доводя до нашего сведения, что это не просто любопытный факт, но важнейшее знание, с учетом которого мы должны строить нашу жизнь; и Он говорит нам, КАК мы должны ее строить.

Вы предлагаете отмахнуться от этого и сказать: "Бог непознаваем, и что об этом говорить?" Представьте, что мы скажем: "Невозможно понять в полной мере, что такое сила гравитации; так какой смысл обращать на нее внимание?!" И сиганём с десятого этажа. И поймём, что ошиблись, но будет уже поздно. Большинство людей именно так поступают со знанием о духовной реальности и духовных законах. И в результате мы получили тот безумный мир, в котором живем.

7. gleb   (29.12.2000 17:14)
0  
"В самом деле, если все должно иметь причину, то должен иметь причину и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен. По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон - на черепахе; когда же индуса спрашивали: "А на чем же держится черепаха?" - тот отвечал: "Давайте поговорим о чем-нибудь другом". И впрямь, аргумент первопричины ничуть не лучше ответа, данного индусом. Ведь нет никаких оснований считать, что мир не мог возникнуть без причины; с другой стороны, нет никаких оснований считать, что мир не мог существовать вечно. Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения."
Russell В. Why I Am Not a Christian. London: Watts & Co, 1927.
Ответ: По поводу "природы", не имеющей причины, см. мой комментарий ниже, к предыдущему высказыванию. Как видим, "природа" (совокупность всего сущего) всё же не может не иметь причины (или быть самообусловленной), но существует одна самообусловленная (беспричинная) сущность, которая является причиной этой "природы", то есть Бог. И мы пришли к этому методом, весьма отличающимся от метода упомянутого индуса, так что сравнение сие, мягко говоря, хромает.

И я согласен, что только убогое воображение способно мнить, что мир бытия имел начало. Бог действительно вечен, как вечно и Его творение, ибо время не имеет прямого отношения к понятию причинности. Время - это всего лишь один из компонентов мироздания (системы V), то есть одно из творений Бога.

6. Stone Cold   (25.12.2000 11:31)
0  
В сущности, Ваше доказательство основывается на одном фундаментальном допущении: ни одно явление не может возникнуть безпричинно. Вы правы в том, что наука, безусловно, ставит своей задачей поиск и исследование причинно-следственных взаимосвязей, она однако вовсе не выдвигает при этом подобных предположений. Ничего похожего наука не утверждает, да и не может утверждать "по умолчанию" в отличие, скажем, от св. Фомы Аквинского или другий интерпретаторов космологического аргумента, к которому собственно и сводится Ваше доказательство. Напротив, квантовая механика вносит в науку неизбежный элемент случайности. Так, хотя вероятность возникновения частиц может быть, в условиях, созданных ускорителями, определена с высокой степенью точности, само это событие не обусловлено никакими физическими причинами. Несмотря на все усилия защитников космологического аргумента калама (таких, как Уильям Крейг), факт остается фактом: в основе его по-прежнему остается бездоказательное суждение. Поэтому более предметен разговор о возможной причине возникновения конкретного явления - нашей вселенной. Вам, вероятно, должна быть известна критика предположения о необходимой причинности с позиций теории "большого взрыва", в соответствии с которой сама постановка вопроса о причине возникновения вселенной (т.е. собственно большого взрыва) попросту бессмысленна, поскольку о самом существовании времени можно, в соответствие с теорией относительности, говорить только с момента возникновения материи - очевидно, что любые вопросы о причинности такого события теряют смысл в условия отсутствия времени, этому событию предшествующего. Посетители сайта, владеющие английким языком, могут детально ознакомиться с критикой космологического аргумента и ходом дискуссии в целом здесь: http://atheism.about.com/religion/atheism/msub_theism_gods_kalam.htm
Ответ: Снова налицо смешение понятий. Любой феномен, не обусловленный никакими причинами, не может подчиняться никаким закономерностям (подчинение каким-либо закономерностям уже означает наличие причин – то есть упомянутых закономерностей). Между тем, как Вы сами упоминаете, вероятность возникновения частиц "может быть определена с высокой степенью точности", то есть здесь уже налицо некая закономерность, и отсутствие видимых физических причин всё же не делает эти феномены беспричинными.

Утверждение о том что "более предметен разговор о возможной причине возникновения конкретного явления – нашей вселенной" сужает область нашего видения до какой-то части мироздания (только на основании научных наблюдений мы не можем сделать вывод, всё ли это мироздание или только его часть), между тем как изложенное на сайте логическое доказательство охватывает всё мироздание в целом, каким бы оно ни было. Математическая логика – это самая строгая наука, и она дает четкий вывод: Бог существует. Впрочем, о том же говорят генетика, теория вероятностей и второй закон термодинамики.

Еще раз вернемся к доказательству и сформулируем его немного по-другому. Мы рассматриваем РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ феномен V ("все сущее"), который представляет собой систему. У нас есть только две альтернативы: либо он имеет причину, либо нет. Кстати, нет особой разницы, назвать ли феномен самообусловленным или не имеющим причины – по сути это одно и то же, то есть отсутствие ВНЕШНЕЙ причины. Если у системы нет причины, то, следовательно, у всех ее компонентов также нет причины (поскольку наличие причины хотя бы у одного компонента влечет за собой обусловленность системы, состоящей из этих компонентов, включая именно этот обусловленный компонент – "если бы не было именно этого компонента, не было бы и именно такой системы"). Но мы видим, что это не так, и в мире есть обусловленные сущности (и что на самом деле в природе всё взаимосвязано, каковые причинно-следственные связи и изучает наука). Поэтому и у системы V есть причина G. Поскольку G – компонент V (ибо V – совокупность всего сущего), и G –> V, то G –> G (это самообусловленная сущность, или же сущность, не имеющая внешней причины, и в соответствии с принципом ограничения она несоставная). Наконец, поскольку G –> V, то G является причиной всех компонентов V, и, следовательно, помимо G не может быть других самообусловленных (или, если угодно, беспричинных) сущностей. Таким образом, одна "беспричинная" сущность все же существует, и это – Бог, познание Которого действительно лежит за пределами возможностей науки; но зато она может показать, что Он существует.

5. Stone Cold   (23.12.2000 00:06)
0  
Совершенно не согласен с Вами в том, что предположения о возможности возникновения явлений без какой либо причины лежит вне рамок научного метода - что, собственно позволяет Вам сделать такой вывод? Наука такой возможности вовсе не отвергает - в ускорителях физических лабораторий мира элементарные частицы возникают без какой-либо причины, почему же точно также не могла возникнуть и вселенная? А вот Вы, говоря о стоящем "вне привычного нам понятия времени", действительно выходите за пределы научного метода. О каком же понятии времени Вы в этом случае ведете речь?
Что касается систем. Мне понятна Ваша точка зрения - как я и предполагал, Вы рассматриваете их только в статичном состоянии. Но задумаетесь над своим собственным обяснением: ведь новый лист на дереве не возникает вдруг неоткуда - его появление это постепенный процесс. Вам в таком,случае, следовало бы говорить о бесконечном количесте систем, сменяющих одна другую по мере появления почки, её развития, роста листа и т.д. Но ведь разграничить эти "системы" будет попросту невозможно, поскольку развитие - процесс не дискретный! Это замечание, впрочем, не так уж принципиально в свете сказанного выше о возможности явлений не имеющих причины.
Ответ: Упомянутые Вами частицы не возникают беспричинно (то есть будучи ничем не обусловленными) уже потому, что для их возникновения требуется создать определенные условия с помощью ускорителей.

Предположение о возможности возникновения явлений без какой либо причины лежит вне рамок научного метода потому, что наука занимается именно поиском причин явлений и определением закономерностей, обусловливающих эти явления. Проще всего было бы сказать: "Это явление возникло само по себе"; но ученые никогда не удовлетворяются таким объяснением и всегда пытаются выяснить, ПОЧЕМУ оно возникло.

Выражение "вне привычного нам понятия времени" выходит не за пределы научного метода как такового, а за границы четырехмерного пространственно-временного континуума. Но даже оставаясь в рамках такового, нельзя отвергнуть факт существования вечных сущностей (то есть существующих, пока существует само время) - например, это сама материя как таковая (даже если и протон в конце концов распадается, материя все же не исчезает). Поскольку в наших логических рассуждениях мы пришли к выводу, что единственная самообусловленная сущность является также причиной всего сущего (см. формулировку доказательства), из этого следует, что она существует по меньшей мере столько же, сколько существует все сущее, то есть по меньшей мере вечно (и просто вечно, так как существовать "больше чем бесконечно" невозможно).

"Что касается систем. Мне понятна Ваша точка зрения - как я и предполагал, Вы рассматриваете их только в статичном состоянии".

Нет, мы рассматриваем все системы (совокупности объектов), которые существуют в реальности. Дело в том, что Вы написали: "На саженце ведь листьев может не быть вовсе, а по мере роста дерева их становится всё больше… Разве существование такой системы не предшествует существованию её компонентов?" Но нельзя сказать, что листья - это компоненты саженца, потому что у саженца, который Вы сами описываете, попросту нет листьев. На самом деле можно рассмотреть процесс развития дерева и так, и эдак.

Если же рассматривать систему как изменяющуюся, то следует признать, что изменение системы - это изменение ее компонентов. Не может быть так, что сама система изменилась, а ее компоненты остались в неизменности; даже если система представляет собой комплекс из некоторых объектов и изменилось лишь взаимное сочетание этих объектов при сохранении самих объектов в неизменности, мы вынуждены признать, что изменился такой неотъемлемый компонент системы, как "взаимное сочетание элементов".

Ясно, что если объект изменяется, изменяются и его свойства; изменение свойств свидетельствует об изменении объекта. Рассмотрим судно (техническую систему), у которого после ремонта изменилось такое свойство, как скорость (она повысилась). Это свидетельствует об изменении системы; но явилось ли это изменение причиной изменения ее компонентов? Нет, наоборот, изменение системы "судно" явилось следствием изменения ее компонентов (очистки корпуса, замены винта и т. п.).

Таким образом, система зависит от изменения компонентов, но не наоборот; следовательно, изменение компонентов системы является причиной ее изменения, но не наоборот.

Так и саженец приобретает новые свойства (возможность фотосинтеза, новое обозначение - "дерево") благодаря появлению листьев; но листья появляются отнюдь не оттого, что саженец стал деревом (и ветер дует вовсе не оттого, что деревья качаются).

4. Stone Cold   (22.12.2000 14:12)
0  
Всё же самое слабое место Вашего умопостроения заложено в самое его основе : "каждому из существующих феноменов B либо предшествует причина А, отличная от B (т. е. А –> B, причем А не тождественно B), либо же феномен B может содержать в себе самом достаточную причину своего существования…" С чего Вы это взяли? Разве не должа причина явления предшествовать ему во времени? Очевидно да. Ни одно явление (или феномен) по-видимому не может предшествовать во времени самому себе. Следовательно говорить, о чём-либо, заключающем причину своего существования в себе попросту бессмысленно. Вместо этого, вполне возможно предположить, что явление может не иметь причины вовсе. Однако, стоит внести в Ваше рассуждение эту поправку, как от всего доказательства не останется и камня на камне - Вы, например, никак не сможете доказать, что "составной" объект не может возникнуть безпричинно…
Ответ: Время - это всего лишь одна из размерностей известного нам материального мира. В своих рассуждениях мы не ограничивали себя только его рамками, а рассматривали все существующие феномены в принципе, всю совокупность бытия. Вы правы, самообусловленный феномен не может предшествовать самому себе во времени - из этого следует, что он либо бесконечен, либо вообще стоит вне привычного нам понятия времени (что, опять же, полностью соответствует понятию Бога в основных религиях), поэтому говорить здесь о "предшествовании во времени" не приходится.

Что же касается предположения о наличии явлений, не имеющих причины, то Вы вполне можете сделать такое предположение, но при этом Вы теряете право утверждать, что Ваши рассуждения находятся в рамках научного метода, так как наука занимается именно установлением причинно-следственных связей, и любая научная гипотеза по умолчанию предполагает, что такие связи всегда существуют и охватывают всю совокупность реальности.

К сожалению, до середины января у меня, вероятно, не будет возможности продолжить дискуссию.
С уважением ко всем посетителям и с наилучшими пожеланиями в новом тысячелетии - автор сайта.

3. Stone Cold   (22.12.2000 10:20)
0  
"…существование всей системы, очевидно, не может предшествовать существованию ее компонентов… Так ли уж очевидно? Возьмем Ваш пример с древом (как системой) и листьями (как её компонентами). Знаете, на саженце ведь лисьев может не быть вовсе, а по мере роста дерева их становится всё больше… Разве существование такой системы не предшествует существованию её компонентов? Соглавится с Вашей логикой, значит отказать любым системам в возможности видоизменения и РАЗВИТИЯ, то есть рассматривать статичную систему, каковой вселенная, безусловно не является.
Ответ: В данном случае налицо несовпадение терминологии. Мы используем упрощенное понятие "система", определяя его просто как составную сущность (определенную совокупность неких феноменов). Дерево не является совокупностью тех же феноменов, что и саженец, оно НЕ ТОЖДЕСТВЕННО саженцу; следовательно, это две разные системы в нашем рассмотрении. Поэтому, говоря о видоизменении и развитии систем в их традиционном понимании, следует иметь в виду возникновение НОВЫХ систем на основе старой. В данном случае возникает новая система "дерево", которая связана с системой "саженец" тем, что комплекс причин системы "саженец" полностью включается в комплекс причин, приведших к возникновению системы "дерево" - плюс все причины, обусловившие развитие саженца в дерево, поскольку используемое нами понятие причины - это полная совокупность всех аспектов, обуславливающих существование феномена.

Поэтому существование компонентов действительно не может быть обусловлено существованием системы. Например, если в системе "Дерево с 1000 листьями" (сокращенно Д-1000), которая обусловлена причиной A, появляется новый составной компонент "1001-й лист", то возникает новая система "Дерево с 1001 листьями" (Д-1001), которая обусловлена причиной C=A+B, где B - факт появления 1001-го листа (и вся совокупность причин, приведших к этому). Таким образом, появление компонента "1001-й лист" (заметим, это компонент системы Д-1001, но отнюдь не Д-1000) обуславливает возникновение системы Д-1001, но не наоборот.

2. Lonya Osokin   (12.12.2000 17:13)
0  
Конструктивка -
добавь кнопку Форум сайта наверх справа от названия сайта - так туда больше людей будут ходить.
Леня

1. Varya Karu   (12.12.2000 17:12)
0  
Игорь, очень хороший сайт! Просто супер, спасибо.

1-15 16-30 31-43

Имя *:
Email *:
WWW:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz