НАУЧНOЕ ДOКАЗАТЕЛЬСТВO
СУЩЕСТВOВАНИЯ БOГА

 

Введение Формулировка Сущность Бога Вера в Бога Ученые о Боге Ссылки
 
   

СУЩНОСТЬ БОГА

Взаимоотношения причинности и составности, а также логической связи между ними, дают нам знание о существовании Бога. В дальнейшем это естественным образом поднимает вопрос о природе Бога (что из себя представляет Бог?). Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть третье фундаментальное отношение – ценностное отношение, которое применимо только к сущностям. Говорится, что вещь А совершеннее или выше, чем вещь В, когда А имеет все позитивные качества (в противовес ограничениям) в той же или в большей степени, что и В. Например, в физическом мире люди более совершенны (и менее ограничены в своих возможностях), чем животные, животные более совершенны, чем растения, растения выше минералов (неорганической материи).

Фундаментальная логическая связь между причинностью и совершенством дана в принципе совершенства: А и В являются сущностями и если А –> В, тогда А равно или превосходит по степени совершенства В. Это значит, что причинная сущность должна быть по меньшей мере так же совершенна, как и ее следствие. Поскольку Бог – уникальная всеобщая причина, Он также является самой совершенной сущностью в творении.

В частности, у людей есть позитивные качества сознания, разума, чувств и воли (негативные качества – неразумие, холодность и безволие – есть не что иное, как ограничения, то есть отсутствие этих позитивных качеств). Более того, несмотря на то, что каждый обладает этими характеристиками в определенной, конечной и ограниченной степени, не существует ограничений для степени, в которой эти свойства могут быть представлены в человеческих существах вообще. (Например, как бы ни был умен определенный человек, возможно, что найдется еще умнее.) Поскольку Бог является единственной причиной каждого человеческого существа, Бог должен иметь эти позитивные качества (и, разумеется, все другие возможные позитивные качества) в степени, превосходящей всякую возможную ограниченную (конечную) степень, т. е. в безграничной (бесконечной) степени. Таким образом, Бог является всезнающим, бесконечно добрым, всевластным (всемогущим). С другой стороны, поскольку Бог является единственным Существом, чье существование абсолютно (т. е. не обусловлено внешней причиной), Он обладает этими свойствами в абсолютной степени.

Таким образом, логический ответ на вопрос "В чем состоит природа Бога?" заключается в следующем: "Бог подобен Своему творению, за исключением того, что у Него нет ни одного из ограничений, присущих этому творению, но Он обладает всеми возможными позитивными качествами в бесконечной степени". Конечно, мы не может по-настоящему представить, что значит обладать такими свойствами, как сознание или воля, в бесконечной степени, однако же принцип совершенства по крайней мере дает нам минимальное, чисто логическое понятие природы Бога.

Интересно, что это понятие совершенного, единого и единственного Бога, отделенного от всего творения, полностью соответствует понятию Бога в основных религиях, возникших на Ближнем Востоке (зороастризме, иудаизме, многих течениях христианства, исламе и вере Бахаи), но оно противоречит как господствующему в христианстве понятию триединости Бога, так и пантеизму (который говорит, по сути, о том, что первопричина G тождественна совокупности всех феноменов V и является составной сущностью, что, как мы доказали, невозможно), не говоря уже об атеизме. Таким образом, с научной точки зрения эти три теории (учение о троичности Бога, пантеизм и атеизм) следует признать безосновательными.

Впрочем, можно вспомнить, что учение о Троице, которого нет в тексте Нового Завета, было принято через три с лишним века после возникновения христианства, на Никейском соборе (путем голосования), и сами христиане неоднократно ставили эту странную и алогичную теорию под сомнение; пантеизм распространился главным образом среди индуистов, чья религия возникла в незапамятные времена и претерпела множество изменений, которые в большинстве своем вряд ли были богодухновенны; а история активного распространения атеизма настолько свежа и некоторые ее аспекты настолько явны, что едва ли стоит особо распространяться об этом. Что же касается буддизма, то нет никаких свидетельств того, что Будда отрицал существование Бога; он просто не касался в своем учении этой темы, так как это, очевидно, не входило в его миссию.
 
 

<< Назад – – – Далее >>

ФОРУМ САЙТА

НАВЕРХ


Hosted by uCoz